Разработка стратегии взаимодействия издательства с библиотеками

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Журналистика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Разработка стратегии взаимодействия издательства с библиотеками

Оглавление

библиотека издательство взаимодействие

Введение

Глава 1. Взаимодействие библиотек и издательств при комплектовании фонда

1.1 Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств

1.2 Факторы, обуславливающие трансформацию взаимодействия

1.3 Новые формы сотрудничества библиотек и издательств

Глава 2. Характеристика издательства «Эксмо» как дистрибьютера книжной продукции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования можно назвать противоречивые отношения между интересами библиотек, с одной стороны, и предприятиями книжного бизнеса, с другой стороны.

Создание рыночных отношений между библиотеками и издательствами, привело к неизбежным последствиям: противостоянию сфер экономики и культуры на уровне взаимоотношений бизнеса и бюджетных учреждений. Данные изменения коснулись и книжного бизнеса во всех его отраслях: от издательского дела до книжной торговли, в начале 1990-х годов произошло разрушение традиционной централизованной системы книгоиздания и книжной торговли. Библиотеки стали самыми непривлекательными с точки зрения получения прибыли клиентами.

Во второй половине 1990-х годов издательства и книготорговые предприятия оказались в относительно стабильных условиях, а комплектование фондов библиотек оставалось на низком уровне. Предпринимались попытки объединения усилий для решения общей, как оказалось впоследствии, проблемы: поиска механизма взаимовыгодных отношений в сфере поставок издательской продукции библиотекам. Несмотря на то, что большинство представителей книжного бизнеса признают библиотеку в качестве стратегически важного партнера, до сих пор многие вопросы остаются спорными. Проблемы, с которыми столкнулись все участники книжного рынка с введением ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказались достаточно серьезными. Предполагалось, что прозрачность, открытость, ограничение критериев оценки, позволит сократить «представительские издержки» на местах, искоренить дискриминацию по отношению к остальным участникам рынка, создать здоровую конкуренцию и, главное, сэкономить государственному заказчику деньги. Его введение было вызвано обнаружением фактов завышения стоимости государственных контрактов на обеспечение армии, выполнение строительных работ, транспортные услуги и др. Закон очень актуален для многих сфер деятельности, но явно не подходит для культуры.

Развитие новейших технологий в области предоставления информации вынуждает отказываться от традиционных представлений о комплектовании фонда: приоритет сегодня отдается разумной экономии финансовых средств, в сочетании с приобретением лишь необходимых документов.

Поэтому на сегодняшний момент, представляется актуальным и перспективным разработать новый механизм партнерских отношений между библиотекой и издательством в сфере документоснабжения фонда.

Основной целью исследования является теоретическая возможность использования концептуального партнерства между библиотекой и издательством, при комплектовании фонда.

Данная цель обуславливает постановку следующих задач исследования:

1. Анализ этапов становления и развития документоснабжения фондов библиотек;

2. Выявление условий, инструментов и принципов партнерских отношений между библиотекой и издательством;

3. Изучить возможности рекламного мероприятия, как одного из методов, применяемых к комплектованию фонда библиотеки.

Объектом исследования, в данной работе, является комплектование фонда библиотеки.

Предметом исследования являются отношения между библиотекой и издательством.

Глава 1. Взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда

1.1 Традиционные подходы и формы комплектования библиотек

Библиотечные фонды в современном мире являются «стратегическим ресурсом развития общества. Понятие комплектования ввел Ю. В. Григорьев, которые понимал его как двусторонний процесс, более сложный, чем пополнение фонда изданиями. Учреждения, из которых в библиотеку поступают документы, необходимо называть источниками снабжения либо пополнения фонда», но не «источниками комплектования"[]

Комплектование библиотек, является непрерывным процессом. Документоснабжение фонда подразумевает постоянные связи с представителями книготорговых предприятий, издательств, подписных агентств и другими субъектами книжного рынка, так как именно они являются поставщиками необходимых для библиотеки документных ресурсов. На каждом конкретном этапе исторического развития библиотеки в документоснабжении фонда использовали различный инструментарий. Исходя из задач, стоявших перед библиотеками в разные исторические периоды, можно выделить несколько подходов к документоснабжению. Первый шаг в этом направлении сделала А. А. Соляник, выдвинув в качестве концептуального логистический подход на современном этапе развития общества. Выделение концептуальных подходов в соответствии с развитием системы документоснабжения позволит углубить теоретическое знание об изучаемом объекте, обосновать применяемые механизмы взаимоотношений с книжным бизнесом. В качестве общих концептуальных подходов к документоснабжению рассматриваются:

1. Кумуляционный подход (с момента возникновения библиотек до XX века). На самом раннем этапе развития библиотечного и книжного дела библиотека была центром всей образовательной, литературной, издательской и книгораспространительской деятельности. В Средние века появляется принципиально новая функция библиотеки -- идеологическая, которая была подчинена интересам государства и церкви. Библиотека воспринималась как фундамент служения Богу. Суть библиотечной деятельности сводилась к собиранию религиозных, или как их еще называют «правильных» книг, без намека на ересь и оппозицию государственной. Библиотека как социальный институт кумулирует в фонде документы, зачастую ограничивая доступ пользователей к ним. Деятельность библиотек строится по принципу: «пользователь идет в библиотеку, а не она к нему».

2. Распределительный подход (1930−1980-е годы). Характеризуется усилением идеологической функции в деятельности библиотек. Изменение направленности в отношениях «библиотека--пользователь» объясняется руководящей ролью библиотек в чтении, также вышедшей на первый план. В систему документоснабжения включается новый элемент -- библиотечный коллектор, который выполняет функции планового распределения издательской продукции по фондам библиотек. Сохраняется жесткий государственный контроль над сферами книжного и библиотечного дела, а также над личностью. В рамках данного подхода, фонды основных типов библиотек приводились к единообразию. Обязательным считалось приобретение в фонд библиотеки политической и партийной литературы.

3. Антикризисный подход (1990-е годы). 1990-е годы являются крайне трудными как для книжного бизнеса, так и для библиотек. Как субъекты сферы экономики, так и субъекты сферы культуры были вынуждены искать новые пути развития по рыночным законам. В практической деятельности начинают активно использоваться принципы маркетинга. Как предприятия книжного бизнеса, так и библиотеки весьма заинтересованы в привлечении клиентов/пользователей. Система взаимоотношений всех участников рынка стала открытой и относительно прозрачной. Государство не участвует в решении данной проблемы.

4. Логистический подход (начало XXI века). Перспективность подхода заключается в том, что книжное и библиотечное дело как взаимосвязанные смежные области, имеющие точку соприкосновения в качестве документного потока, обладают возможностями для оптимизации формирования библиотечного фонда. С помощью логистических инструментов библиотека выбирает оптимальных поставщиков, ориентируясь на такие параметры отбора, как надежность, деловая репутация, известность на рынке, оперативность поставок, широта ассортимента, высокий уровень сервиса и др.

Разработка механизма партнерских отношений между библиотеками и предприятиями книжного бизнеса в документоснабжении библиотечного фонда в современных рыночных условиях невозможно без изучения исторического опыта. Анализ идей, сформулированных в период с XVIII века до 80-х годов XX века, позволяет объективно оценить значимость принципов и положений, лежавших в основе сотрудничества библиотек с книготорговыми предприятиями и издательствами в разные исторические периоды.

В XVIII в. в России появляются первые светские библиотеки обтащенного пользования и соответственно — первые статьи о формировании их фондов. Русская фондоведческая мысль характеризуется самобытностью и прогрессивностью.

В начале века, а точнее в 1712 г., один из влиятельных государственных деятелей, Фёдор Степанович Салтыков, на основе личных наблюдений в Англии и Голландии прислал Петру I предложение открыть в каждой российской губернии по государственной библиотеке, наполнив её фонд старинными письмами и грамотами, рукописными и печатными новыми книгами. Кроме того, фонд следовало укомплектовать книгами на важнейших иностранных языках по всем темам. Уже на этом этапе просматривается постановка вопроса о государственной политике в области формирования фондов библиотек. Основным источником комплектования книжных фондов Салтыков видел богатые и малоиспользуемые фонды библиотек монастырей и приказов.

В XVIII в. наиболее крупной была созданная при Петре I Библиотека Академии наук в Петербурге. Библиотекарем (директором) Петр назначил иммигранта из Франции, немца по происхождению Иоганна-Даниила Шумахера (1690--1761), который является первым профессиональным библиотекарем Российской империи. У Шумахера был чёткий критерий оценки качества фонда -- его полнота, систематичность; был и критерий полезности книг для будущих читателей и русской науки в целом. За границей Шумахер скопировал каталоги более десяти библиотек, создав, таким образом, сводный каталог зарубежных фондов. Такую акцию не предпринимал никто ни до Шумахера, ни после него. По этим каталогам библиотекари справлялись о наличии отсутствующей в БАН книги в той или иной библиотеке и направляли туда адресный запрос. Столяров называет Шумахера родоначальником постановки международного межбиблиотечного абонемента в России. Новаторство Шумахера состоит ещё и в том, что он положил начало консультированию комплектатора со специалистами при отборе литературы. Перед Петром I Шумахер поставил вопрос о необходимости постоянно выделять деньги на комплектование фонда -- до того времени считалось, что приобретение книг -- одноразовая акция. Шумахер считал обязанностью библиотекаря тщательно изучать книгу с библиотекарской точки зрения, особенно перед её приобретением. Кроме того, Шумахер предлагал другим библиотекам обмениваться дублями. Он выступал провозвестником международного книгообмена более чем за 150 лет до того, как важность этого мероприятия была осознана зарубежными специалистами.

В 1724 г. В. В. Киприанов высказал идею ввести обязательный экземпляр всей издающейся в стране литературы и передавать его Всенародной библиотеке. Обязательный экземпляр, по его мысли, должен быть универсальным, а полнота -- различная для отечественных и зарубежных изданий. Он определил функции обязательного экземпляра, который должен использоваться для: текущего комплектования (библиотечная); создания каталога (библиографическая); «всегдашнего содержания» (архивная). Сознавая недостаточность одного, гарантированного способа пополнения фонда публичной Всенародной библиотеки, как обязательные поступления из типографий, он предлагал использовать и другие источники снабжения. Планируя собрать «довольное число книг, как русских, так и иностранных разноязычных», он считал обязательным выписывать их «из-за моря"[ ]

Ломоносов поставил вопрос об отборе книг по критерию их ценности. В его взглядах ценны указания на то, что истинное украшение библиотеки состоит во множестве нужных книг, что к отбору книг в библиотеку нужно привлекать самих читателей библиотеки.

Как отмечал Ю. В. Григорьев, проблема книгоснабжения библиотек в XVIII в. решалась на довольно низком уровне. Это было связано с тем, что издательская деятельность внутри страны была развита слабо, а книжная торговля приобрела европейские черты только к 90-м годам XVIII века. Он выделяет основные источники комплектования библиотеки университета:

1. отчуждение книг в библиотеках, в которых их использование неэффективно;

2. покупка или получение в дар частных книжных коллекций;

3. покупка и выписка необходимых произведений печати;

4. система обязательного экземпляра.

Конец XVIII -- начало XIX века является периодом быстрого развития частной русской книжной торговли в Москве и Санкт-Петербурге. С середины 90-х годов XVIII века русские купцы становятся полноправными партнерами иностранных книготорговцев, ранее господствовавших на рынке. Приобретение литературы у частных лиц было в первое время основным источником пополнения библиотечного фонда, так как на момент создания библиотеки связи с российскими и заграничными книготорговцами не были налажены. В дальнейшем книги продолжали покупать у частных лиц, это было основным источником заполнения пустых мест и обходилось намного дешевле, чем приобретение у московских или петербургских книготорговцев. К данному источнику документоснабжения обращались еще и потому, что выделение финансовых средств на комплектования фонда были ничтожно малы.

XX век в развитии библиотечного и книжного дела в России -- этап очередных преобразований: в первую очередь в связи с изменением политической системы и установлением советской власти. Предпринимательство в книжном деле исчезает как вид деятельности, книжная торговля национализируется и становится государственной. Новая власть уделяет достаточно много внимания развитию библиотек и книжной торговли. Это является необходимым условием удержания контроля над политической ситуацией. Именно в это время книга становиться инструментом идеологии, выраженным в крайней степени: жесткая цензура на всех этапах подготовки книги -- от автора до выхода в свет, тотальный контроль над комплектованием библиотечного фонда. Тем не менее, система документоснабжения фондов библиотек стала четкой и функционировала без серьезных нарушений. Рассматриваемый исторический период является активным развитием фондоведческой мысли, оформлением библиотечного фондоведения как составной части библиотековедения[]. Осмысливая накопленный опыт, ученые разрабатывают теоретические положения, лежащие в основе документоснабжения фонда. Среди известнейших теоретиков библиотековедения особым авторитетом, в том числе в области документоснабжения, пользуются Л. Б. Хавкина, А. А. Покровский, Н. А. Рубакин, О. С. Чубарьян, Ю. В. Григорьев.

О.С. Чубарьян приводит в качестве примера лучшего источника приобретения книг библиотечный коллектор, как универсальный, так и специализированный. Выбор данного источника объясняется тем, что в наличии всегда актуальные издания, а также предоставляются квалифицированная методическая и библиографическая помощь, консультации специалистов по разделам комплектуемой литературы, инструктаж по вопросам комплектования. Достоинствами этого источника являются, по мнению О. С. Чубарьяна, своевременность поступлений в библиотечный фонд, а также возможность предварительного просмотра литературы. Библиотека может заключить договор с коллектором на рассылку литературы, предварительно указав необходимую тематику и виды изданий. Среди других источников комплектования указываются по традиции книжные магазины, книжные киоски, книгообмен, плановая подписка на годовые и полугодовые комплекты журналов и газет.

Серьезный вклад в развитие теоретических идей в области формирования библиотечного фонда внес Ю. В. Григорьев. Он рассматривал централизованное комплектование с точки зрения политического мероприятия. К середине 1950-х годов. Григорьев предлагает систему источников пополнения библиотечного фонда, применимую ко всем типам и видам советских библиотек. Представляла она собой следующее:

1. централизованное комплектование: обязательный экземпляр (бесплатный, платный, ведомственный);

2. библиотечный коллектор.

3. местное комплектование: покупка произведений печати (очная, заочная);

4. подписка на периодические и продолжающиеся издания;

5. книгообмен (внутрисоюзный и международный);

6. бесплатное получение литературы.

Библиотечные коллекторы в России были созданы впервые годы советской власти. В дальнейшем, согласно постановлению ЦК ВКП (б) от 15. 08. 1931 года «Об издательской работе» была организована единая сеть библиотечных коллекторов. Коллекторы были призваны осуществлять плановое комплектование библиотек всех типов и видов; делились на общие (документоснабжение универсальных библиотек) и специальные (документоснабжение специальных библиотек). Основным типом БК был областной (краевой, республиканский), который обслуживал все библиотеки, находящиеся на подведомственной ему территории. Крупнейшие и национальные важные библиотеки страны обеспечивал платным обязательным экземпляром Центральный коллектор научных библиотек, созданный в 1932 году. Также в его функции входили выполнение разовых заказов, докомплектование библиотечных фондов. В структуре коллектора часто выделялись отделы комплектования, которые изучали библиотеки и их фонды, выполняли заказы, контролировали соблюдение заключенных договоров между библиотеками и коллекторами. В условиях плановой экономики, вышеназванный отдел, как и любое предприятие, имел план реализации. Зачастую при коллекторе работал Совет по комплектованию, в который входили работники основных типов библиотек и общественных организаций. Совет по комплектованию был призван изучать экономический и культурный профиль региона, оказывать помощь в составлении заказов на книжную продукцию, участвовать в организации выставок и обзоров, организовывать встречи работников библиотек с представителями издательств. Перечисленные задачи в большинстве своем отвечают сущности современной маркетинговой деятельности, за исключением указанного выше требования соблюдения плановых показателей. Документоснабжение фондов библиотек с помощью коллектора осуществлялось на основе договорных отношений. В типовом договоре указано, что сумма, предназначенная для приобретения библиотекой литературы, распределялась по кварталам. Власть преследовала цели централизации библиотечного дела и доведения каждой издаваемой книги до любой библиотеки в кратчайшие сроки. Одной из задач коллектора являлась широкая пропаганда книги. Библиотека практически лишалась альтернативных контактов с книготорговыми предприятиями и комплектовала фонд исключительно при консультационной помощи сотрудников коллекторов, что создавало условия для унификации фондов многих библиотек. До конца 1980-х годов положение библиотек в документоснабжении фондов было достаточно устойчивым в связи с тем, что за несколько десятилетий при серьезной поддержке со стороны государства была выработана система взаимосвязей библиотек с представителями книжной торговли. С распадом СССР распалась и система взаимоотношений. Книжное дело за короткий период времени стало коммерческим, пережило упадок и вышло на качественно новый уровень развития лишь к началу XXI века.

В целом рассмотренный исторический период можно считать началом формирования предпосылок для поиска новых путей, методов и средств сотрудничества библиотек и издательств.

1.2 Факторы, обуславливающие трансформацию технологии взаимодействия

Начало экономических и политических реформ на бывшем постсоветском пространстве, изменение государственной информационной и культурной политики ознаменовали новый этап в развитии библиотек. Как в своей работе отмечает Е. И. Кузьмин «…воздействие государства и общества в первой половине 1990-х годов не было осознанным, тщательно и специально спланированным, непосредственным, прямым и целенаправленным» []

Социально — экономические процессы, происходившие в стране, поставили работу библиотек на новый уровень. Происходит резкое возрастание востребованности библиотек обществом (при сокращении с 1985 г. библиотек на 15 процентов их посещаемость увеличилась в среднем также на 15 процентов, а в некоторых регионах -- на 30 процентов).

Анализ публикаций начала 1990-х годов в профессиональных периодических изданиях позволяет выявить многообразие мнений теоретиков и практиков библиотечного дела по проблеме вхождения библиотек в новые социально-экономические условия. На страницах профессиональных журналов бурно обсуждались вопросы роста и роли библиотеки в обществе в условиях рынка. Обсуждалось принятия соответствующего законодательства, обеспечивающего деятельность библиотек, их морального права введение платных услуг, а также новые принципы работы. Особое место в ряду обсуждаемых проблем отводилось и документоснабжению фондов российских библиотек.

Изучая историю библиотечного дела и развитие российского книжного рынка, можно с уверенность сказать, что документоснабжение библиотеки любого типа и вида зависит от состояния книготоргового и издательского бизнеса. Кризисные явления конца 1980-х — середины 1990-х годов сыграли большую роль в документоснабжении библиотек. В книжном деле того периода наблюдались следующие негативные тенденции:

· Снижение тиражей и количества выпускаемых названий;

· Отсутствие полноценной информации о вновь вышедшей литературе, а так же о книготорговых и издающих предприятиях;

· Увеличение расходов библиотек на комплектования фонда;

· Предъявление библиотекам дополнительных счетов при заказе издательской продукции по причине инфляции;

· Утрата полноты и надежности обязательного бесплатного экземпляра.

Одним из самых негативных явлений того периода, было отсутствие налаженной системы альтернативных источников документоснабжения при разрушении предыдущей системы централизованного документоснабжения. Библиотеки были вынуждены самостоятельно осуществлять мониторинг всего книжного рынка, с целью выявления жизнеспособных, а также конкурентно способных издательств. Библиотеками также оценивалась деятельность издательств, с точки зрения доверия, и ценовая политика поставщиков. Тем не менее, в неудовлетворительном состоянии фондов библиотек в конце 1980-х -- начале 1990-х годов нельзя винить только издательства и книготорговые предприятия. Существенный урон нанесла именно идеологическая направленность работы, «чистки» вредной литературы, система «спецхранов». На момент распада СССР доля общественно-политической литературы в фондах достигала 20 процентов, что пагубно отразилось на деятельности технических, медицинских, сельскохозяйственных и других библиотек. Следующей, не менее важной, причиной кризиса в комплектовании фондов библиотек послужило изменение структуры сферы книгоиздания. В 1989 году в стране было зарегистрировано 61 предприятие, занимающееся издательской деятельностью; по состоянию на третий квартал 1992 года таких предприятий было уже 252. Общее же количество издающих организаций в России, зарегистрированных Министерством печати и информации, на 01. 01. 1992 года составило 4173 [36]. Вместе с тем коммерциализация практически всех сфер деятельности, вынужденность перехода бюджетных предприятий, в том числе и библиотек, на новые условия хозяйствования -- это объективный фактор развития экономики в масштабах всей страны. Проблема состояла в том, что библиотеки оказались неподготовленными к кардинальным переменам в силу некоммерческой специфики их деятельности, сложившихся стереотипов мышления подавляющего большинства сотрудников, традиций директивного руководства «сверху».

Некоторые специалисты видели причины кризиса в многоступенчатой централизованной системе документоснабжения, а именно в господствовании одного монополиста -- Всесоюзного государственного объединения «Союзкнига». Объединение было создано в 1958 для осуществления централизованного оптового снабжения книжной продукцией. Министерство культуры, Министерство печати и информации, «Союзкнига» представляли собой ведомственную бюрократическую вертикальную систему комплектования библиотек. В 1991 году библиотеки закупали лишь 11% издательского валового продукта, степень удовлетворения заказов «Союзкниги» на вышедшие издания государственных издательств составляла 58 процентов. Отдельные издательства удовлетворяли заявки менее чем на 30 процентов. Следовательно, можно предположить, что причина неудовлетворительного состояния библиотечных фондов кроется не только в существовании монопольного централизованного книгоснабжения в лице «Союзкниги» [189].

Одним из негативных факторов, влияющих на комплектование фондов библиотек, являлся кризис в российском книгоиздании, что подтверждают статистические данные. С 1986 года четко прослеживается нисходящая тенденция: в 1990 году количество названий по отношению к 1986 году составило 80,3%; в 1991 -- 66,3%; за первые 9 месяцев 1992 года -- 34,6%. Падение выпуска литературы произошло практически по всем ее видам: учебная, справочная, научная, художественная, детская, производственная [103]. В российском книгоиздании начала 1990-х годов наблюдался кризисный спад производства при повышении цен.

Серьезным негативным фактором, сдерживающим развитие библиотек, былпринцип остаточного финансирования, применявшийся к библиотечному делу с 1930-х годов. Остаточное финансирование представляло собой некое выделение денежных средств на развитие библиотек в размере остатка бюджетных расходов после удовлетворения запросов других претендентов"[41] В этот же период, комплектование библиотек строилось по принципу «Бери то, что дают»: огромные потоки «серой» литературы, неходового товара сбывались в библиотеки всей страны. Обоснованием такого принципа служила деятельность библиотечного коллектора, который, являясь основным поставщиком книг в библиотеки, не имел не финансовой, не юридической независимости. На 1991 год практически ни один библиотечный коллектор не имел возможности удовлетворить на 100% заказы библиотек. Тяжелое положение библиотек усугубляли постоянно растущие цены на книжную продукцию. Негативно сказывались на документоснабжении инфляция, установленный лимит мелкого опта, ограничивающий приобретение литературы в книжных магазинах, отсутствие достоверной информации о выпускаемой издательской продукции, а также о самих издательских и книготорговых предприятиях. [85]Сотрудниками библиотек предпринимались попытки решить сложившуюся проблему посредством внесения предложений и конкретных действий. Так, в 1989 г. Министерство культуры СССР и Государственная библиотека СССР имени Ленина направили в Совет министров СССР письмо о путях выхода из кризисной ситуации. Предлагалось:

· Сделать госзаказом издание книг по прямым заявкам библиотек и освободить от налога издательства, выпускающие литературу по целевому заказу;

· корректировать финансовые ассигнования на документоснабжение библиотечных фондов согласно индексу цен на печатную продукцию и услуги библиотечных коллекторов;

· перевести библиотечные коллекторы на положение самостоятельных хозрасчетных предприятий, работающих на прямых связях с издательствами и производителями любых материалов для библиотек;

· отменить для библиотек лимит мелкого опта.

Также вносились предложения освободить от налога доходы библиотек и созданных при них малых предприятий; основать специальное оптовое предприятие по закупкам литературы для библиотек, обслуживающее только их как целевого клиента; перевести «Книготорговый бюллетень» в разряд подписных изданий, чтобы библиотеки могли получать полную информацию о выходящей в стране издательской продукции. Наконец предлагалось устранить многоступенчатый механизм книготорговой монополии Всесоюзного государственного объединения «Союзкнига» и создать альтернативную систему документоснабжения фондов библиотек. Несмотря на рациональность многих внесенных предложений, они так и остались на уровне проекта, без какого-либо положительного решения в пользу библиотек. По мнению Ю. А. Гриханова, структуры государственной власти были заинтересованы в создании искусственного дефицита издательской продукции, несмотря на то, что книжный рынок не нуждался в руководстве «сверху» и распределении издательств и книготорговых предприятий. Отсутствие разработанной государственной библиотечной политики лишало библиотеки права самостоятельно распоряжаться положенными им финансовыми средствами и выбирать альтернативные источники документоснабжения фонда.

Одно из предложений -- ввести госзаказ на издание социально значимой литературы для библиотек -- было неоднозначно встречено специалистами библиотечного и книжного дела. Некоторые считали «Библиотечную серию» своего рода спасением для документоснабжения фондов; другие аргументировано высказывались против ее издания. По мнению А. И. Земскова, федеральная программа по выпуску социально значимой литературы для массовых и научных библиотек была не нужна. Она снова бы ограничила возможности библиотек по приобретению действительно необходимой им литературы, а не той, какую навяжут издатели. В свою очередь установление льготного налогообложения на «…типовые библиотечные операции -- приобретение книг, почтовые пересылки литературы» было бы своевременным шагом государства навстречу издателям. На взгляд Е. И. Кузьмина экономический кризис обесценили все усилия по подготовке и выпуску «Библиотечной серии» в начале 1990-х годов. Бюджетных средств не хватало даже на заработную плату сотрудникам библиотек, не говоря уже о документоснабжении.

В начале 1990-х годов библиотеки не признавались в качестве серьезного сегмента сбыта издательской продукции, не рассматривались как надежный и долгосрочный партнер. Подобная ситуация наблюдалась и в США в середине 1980-х годов. Как отмечал аналитик библиотечного рынка США Л. Миллер, «…издатели не заинтересованы в тесном взаимодействии со школами и библиотеками. Издатели редко посещают профессиональные собрания работников системы образования и библиотек, очень поверхностно знают специализированную прессу, они вообще не посещают библиотеки».

В контексте новых социально-экономических условий начался процесс преобразования библиотеки из объекта управленческого воздействия в субъект рыночных отношений. То, что в условиях командно-административной системы считалось положительным, например, централизованное распределение ресурсов, в переходный период обернулось серьезным недостатком: принцип остаточного распределения, финансирования, введенный в практику библиотечной деятельности в конце 1930-х годом, наиболее тяжело отразился на ней в конце 1980-х -- начале 1990-х годов. В Этот период библиотеки получали на одну активную единицу фондов средств в 10 раз меньше, чем, например, музеи и выставки, не говоря о других, более приоритетных для государства, сферах народного хозяйства. Библиотеки были вынуждены искать свою нишу, проявлять свои особенности как хозяйствующего субъекта. Вместе с тем переход к рыночным отношениям вызвал неоднозначное отношение к ним со стороны теоретиков и практиков библиотечного дела. По замечанию И. К. Джерелиевской, в сознании библиотекарей произошла деформация понятия «рыночные отношения»; многие не понимали их сущности и ошибочно делали выводы об их применении на практике, стремясь к получению сиюминутной прибыли, выгоды.

В библиотечном сообществе имели место психологическое напряжение, страх, негативизм. Некоторые признанные ученые решительно отрицали рыночный подход к деятельности библиотек: «Поначалу совмещая, а затем и подменяя стоимостный анализ коммерцией, расширяя платные услуги, сдавая помещения в аренду, продавая различные изделия и т. п., мы незаметно уходим от просветительства. И как следствие -- теряем своих читателей».

В начале 90-х годов на смену идеологической, воспитательной функциям библиотеки приходит осознание необходимости накапливать и передавать информацию, знания, культурные ценности, исходя из индивидуальных потребностей читателей. Смена политического режима оказала большое влияние на основные принципы библиотечного дела. Если ранее библиотеки руководствовались принципом партийности, то теперь, в социально-экономических условиях переходного периода, им предлагалось большое количество альтернатив, таких как: принцип общечеловеческого подхода, принцип плюрализма, принцип социальной справедливости. Для того чтобы проиллюстрировать сложившуюся ситуацию, хочу обратить внимание на статью Ю. Н. Столярова «Беспринципность как основной принцип современной библиотечной политики». Автор статьи, раскрывает несостоятельность многих из предлагаемых в качестве основополагающих принципов деятельности библиотек, и делает вывод: что все принципы являются разновидностями одного общего: непротиворечивости библиотечной деятельности поставленным перед ней обществом задачам.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в конце 80-х начале 90-х гг. велась активная работа сотрудников Российской государственной библиотеки (РГБ) над созданием концепции развития библиотечного дела в России, а также ими разрабатывался проект закон «О библиотечном деле» В разработке концепции ставился вопрос о двустороннем характере взаимодействия библиотеки и общества. По мнению разработчиков, библиотека могла служить на пользу обществу, только тогда, когда само общество предоставляло ей для этого необходимые условия. К таким условиям относились: приоритетное финансирование, а также приоритетное документоснабжение. Надо сказать, что сотрудники РГБ отмечали особое значение контактов библиотек с издательствами, так как первые имеют потенциальные возможности активного воздействия на издательский репертуар путем выявления его соответствия потребностям пользователей. Важным положением в проекте закона «О библиотечном деле» было предоставление библиотекам свободы в выборе источников комплектования фонда. Другое положение создавало библиотекам приоритетность в закупках литературы: для издательств, полиграфических, книготорговых и посреднических предприятий, снабжающих библиотеки документами, предлагалось установление налоговых льгот.

В период перестройки в стране начинаются процессы демократизации, становление самоуправления, осмысление прав и свобод личности, ее индивидуальности. Перемены в обществе не могли не вызвать поиска новых путей в развитии образования: реформа политической системы предполагала переориентацию высшей школы на обучение и воспитание личности, имеющей возможности для политического, нравственного, интеллектуального самоопределения. Реформаторами провозглашались идеи ценности человека, идеала свободного развития каждого как условия развития для всех. Несоответствие возможностей библиотек постоянно изменяющимися и растущими запросами пользователей объясняется специалистами следующим: система книгоизданий и книжной торговли в СССР была ориентирована на соответствующие идеологические стандарты, а не на конечного пользователя; значительная часть библиотечных фондов резко устарела и не имела спроса в переходный период становления нового государства. Период, начавшийся после распада СССР, привел к ухудшению состояния фондов и даже разрушению библиотечных связей вместе с их фондами. Были ликвидированы сети библиотек, принадлежащие Коммунистической партии, многим профсоюзам, общесоюзным структурам -- министерствам и ведомствам.

Значительно ослабла система оказания библиотекам научной и методической помощи в деле формирования фондов, так называемая система безвозмездного взаимодействия. Почти полностью была разрушена прежняя система документоснабжения: основной её источник -- библиотечный коллектор, почти повсеместно прекратили своё существовование. Было нарушено финансирование комплектования, что привело к практически невосполнимым пробелам за несколько лет. При неуклонном и стремительном повышении цен структура издательской продукции и как следствие -- относительно полное удовлетворение запросов одного рода и одновременно небывалый рост отказов на учебную, научную и производственную литературу, официальные документы, классику и т. п. Значительная часть фонда в 1990-е гг. практически мгновенно омертвела. На общественном документопользовании негативно сказываются: социально-экономическая ситуация в стране, снижение престижа интеллектуальных и социализирующих форм деятельности, рост бездуховности, вытеснение чтения электронными средствами массовой информации. Условия хранения фондов за редким исключением не соответствовали стандартам. Участились случаи хищения из библиотек ценнейших раритетов, уникальных изданий, составляющих национальное достояние, пожаров, затоплений, других аварийных и чрезвычайных ситуаций. Переход учебных заведений на новые учебные программы, появление новых сфер занятости, принятие новых законов, правовых норм и т. д. при невозможности все большего числа людей приобрести издательскую продукцию, несформированность книжного рынка привели к увеличению посещаемости, особенно крупных библиотек. До 90% продаваемых книг, журналов и газет отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре; до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов. Комплектование фондов вместо систематичности характеризуется случайностью и некой хаотичностью. По сравнению с советским периодом библиотечной истории, значительно ухудшилось поступление иностранной литературы в фонды библиотек, прежде всего национальных, которые обеспечивают подавляющую массу запросов читателей России.

Нельзя не отметить и позитивные тенденции. В 90-ее годы ХХ века был разработан блок федеральных законов, которые создавали правовую основу для формирования и сохранения библиотечного фонда: ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» Библиотеки получили возможность обеспечивать неограниченный доступ к любой неконфиденциальной документарной информации. Предоставление информации из территориально удаленных источников по электронным каналам связи распространяется все шире, хотя в этом отношении Россия резко ответ от информационно развитых стран.

На рубеже 1980--1990 гг. началось массовое внедрение в формирование библиотечных фондов компьютерных технологий. К концу 1997 г. они использовались в большинстве библиотек федерального значения, в региональных, научных, а также в значительной части вузовских библиотек. Ряд федеральных библиотек подключены к Интернету, который становится неотъемлемой частью процесса формирования фонда Российской национальной библиотекой впервые в истории государственного фондоведения был учреждён электронный журнал «Библиотечные фонды: проблемы и решения». Это научно-практическое издание -- оперативный источник информации о достижениях библиотечного фондоведения России и многоаспектной работы документными фондами библиотек.

В Российской национальной библиотеке сектор библиотечного фондоведения в начале 2000-х гг. был преобразован в научно-исследовательский отдел библиотечных фондов. Важнейшей задачей нового подразделения являлось решение проблемы собственности РНБ, методическая помощь российским библиотекам по-прежнему остается в поле зрения специалистов. С этой целью была ранее создана и ныне продолжает пополняться электронная база данных, полученных в ходе специально заимствованных из общедоступных источников. База содержит банк небиблиографических данных: это сведения статистического, социологического, графического и идеографического содержания. Электронная база данных даёт богатые возможности для научных обобщений и их трансформации в методику консультационных форм. Планируется создание корпоративной базы данных о документах, предлагаемых российскими библиотекам для обмена, продажи, безвозмездной передачи. Создание базы должно облегчить работу по освобождению фондов от неиспользуемой литературы; по обновлению фондов, а также добавить библиотекам дополнительную возможность для докомплктования фондов, восполнения лакун. Отдел разрабатывает систему расчёта оптимального объёма средств, необходимых для комплектования фондов общедоступных библиотек муниципального значения, а также методику расчёта общего объёма средств, необходимых для финансирования деятельности общедоступны библиотек Российской Федерации.

В начале 1990-х гг. в книгоиздательской и книготорговой сферах наметились деструктивные тенденции. Значительно возросло число негосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело представления о необходимости давать в библиотеки обязательный экземпляр, не имело постоянного механизма контроля за него. Усугубило ситуацию и то, что принятая ещё в СССР нормативно-правовая база в области книгоиздания в значительной части была дезавуирована. Отсутствие стабильного и достаточного финансирования библиотек ещё более обострило проблему комплектования фондов. Частично она решалась посредством начавших функционировать в то время многочисленных иностранных и отечественных фондов, с их благотворительными организациями, поддерживающими научные исследования, образовательные программы, культурные и информационные проекты. Они ознаменовали собой новую идею: возможность использовать дополнительных источников финансирования и комплектования. Грантодателями выступают также государственные учреждения разных стран, международные организации, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие некоммерческие организации, частные лица. Важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования стало образование библиографической системы «Воокs & print» («Книги в наличии и печати»). Её важнейшее назначение -- обеспечивать оперативную связь между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Первые выпуски каталогов «Книги в наличии и печати» показали их невысокую эффективность, главным образом, из- за неполноты необходимой информации. Выявилась незаинтересованность среди издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нём информацию в каталоге. Однако это не устраивало библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий. В этих условиях должен заработать механизм правовой защиты комплектования библиотечных фондов. Узловым моментом могло стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра, который попадал в Книжную палату с одновременной передачей информации об издании в каталоге. При всём несовершенстве общегосударственной системы текущего библиографического информирования она служит образцом для создания подобных региональных систем. Современное состояние документоснабжения библиотек освещено в диссертации О. П. Федотовой «Эволюция методологии технологии централизованного комплектования фондов крупной библиотечной системы». Раскрыв принципы перераспределении фондов, разработанные в доперестроечное время, она продемонстрировала пути их структурной и содержательной модификации в сегодняшних условиях. От понятия «единый фонд» она перешла к определению термина «распределённый фонд. В основе этого термина лежит концепция перехода от исчерпывающей полноты комплектования к относительной, от владения ресурсами -- к их использованию. Предпосылками такого подхода являются высокий уровень организации информационных ресурсов, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, интегрированной в мировые сети. Автором предложена модель автоматизации технологии, комплектования, определены подходы к комплектованию и учёту документов на электронных носителях. Характеризуя влияние внешних факторов на состояние современного фондообразования, О. П. Федотова доказала их дестабилизирующий характер. Поскольку воздействие внешней среды малоуправляемо, управление внутренней средой и может дать эффект устойчивости в фондообразовании. Рассмотрев организационную структуру вторичного отбора, Федотова выделила и охарактеризовала в ней административный, методический, научно-исследовательский, производственно-технический и информационный аспекты. С упразднением органов цензуры в 1991 г. спецфонды в библиотеках были расформированы, и фондохранителям пришлось решать новый для теории и методики вопрос: как осуществлять расформирование этих фондов. Было выработано два пути. По одному из них пошла Библиотека Академии наук. Специальная рабочая группа разработала план поэтапной передачи специальных фондов в соответствующие подфонды библиотеки. Выяснилось, что эта работа требует больших трудовременных затрат: сверки наличности с учётной документацией, отметки о проверке и передаче фонда, перемещении фонда и т. д. Это грозило растянуть процесс возврата на десятилетия. Иначе подошли к решению вопроса в Российской государственной библиотеке. Здесь постепенно пришли к выводу, что фонд целесообразно оставить на месте, а всю информацию о нём отразить в каталоге документов. Этот путь упростил процедуру спецфонда и резко сократил трудоемкость его формирования при сохранении оперативности обслуживания.

1.3 Новые формы сотрудничества библиотек и издательств

В настоящее время большинство контактов библиотек с субъектами книжного бизнеса строится на использовании конкурсных процедур — тендеров. Форма таких взаимоотношений была узаконена ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Закон был принят с целью отбора поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе, для борьбы с коррупцией в сфере распределения бюджетных средств.

Согласно 94-ФЗ, определены основные способы размещения госзаказов в текущем комплектовании библиотек:

— размещение заказа путем запроса котировок (до 500. 000 рублей)

— без проведения торгов в пределах лимита, установленного ЦБРФ (до100. 000 рублей);

— размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме);

— размещение заказа путем проведение конкурса;

— размещение заказа у единственного поставщика (только у издателей, обладающих исключительными правами на использование таких изданий).

Далее мы рассмотрим каждый способ комплектования, по отдельности.

Комплектование фондов путем запроса котировок

Запрос котировок называют способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта".

В соответствии со ст. 42, п. 2 ФЗ № 94: «Запрос котировок» в редакции федеральных законов ФЗ-53 от 20. 04. 07 и ФЗ-218 от 24. 07. 07 установлено, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок в случаях, если сумма контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Таким образом, для осуществления библиотекой одной сделки по запросу котировок в квартал необходимо и достаточно наличие у покупателя средств в пределах 500 000 рублей, а также:

1. Заполненная заявка на участие в запросе котировок, включающая реквизиты поставщика (желательно на фирменном бланке); предлагаемые поставщиком условия поставки и т. п. ;

2. Перечень продукции с ценами, который может предложить поставщик на основании запроса котировок (по условиям иногда возможны замены до 5% (10%) от количества позиций в заявке);

3. Государственный или муниципальный контракт (в случае выигрыша котировки);

5. Счета и первичные товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры).

— Требования, предъявляемые к запросу котировок

Запрос котировок должен содержать следующие сведения:

1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);

2) источник финансирования заказа;

3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;

4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;

4. 1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;

5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;

9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;

10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

— Порядок проведения запроса котировок

1. Заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. А при размещении заказа на поставку товаров, на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

2. Извещение о проведении запроса быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой